Ордер

Ордер – в переводе с греческого, означает порядок. Определенные правила той или иной гармонии. Архитектурные сооружения или интерьерные элементы, создаются в рамках правил общей гармонии. Детальность, размеры и ритмичность сооружений (предметов) должны составлять общую картину уравновешенного единства. Для практического достижения этой цели были разработаны своды архитектурных правил (порядков). Эти правила (порядки), называются ордерами.

Карнизы

Общее распространенное название элементов поддержки. Могут опираться на консоли, столбы или колонны. Широкое применение карниза как мебельного элемента, рассмотрено в классическом, неоклассическом стилях. Особенная роль отведена для карниза, в стилистике ампира и шинуазри. Ампирные карнизы отличаются особенной «Имперской» манерой. Мастера рубежей 18-19 веков, насыщали барельефы карнизов особенным убранством, стараясь подчеркнуть величие и детальность стилистики. Карнизы, также, ошибочно называют капителями. Капитель является вершиной колонны и отдельным элементом принадлежности к ордеру, тогда как карниз может применяться для раскриповки фризы антаблемента, завершающего композицию изделия. Общим является применение карнизов и капителей в едином, верхнем, уровне порядка. Этот экстерьерный элемент, получил широкое применение в мебельной русской стилистике, в период 1810-1830 годов. Вторую жизнь карнизу дала Сталинская эпоха. Первому периоду соответствовала победа России на Францией, второму – Победа Советского Союза над Германией. В обоих случаях победоносный настрой выразился в работах русских мебельеров.

Антаблемент

Антаблемент является композиционным окончанием конструкции ордера. Состоит антаблемент из трех основных частей. Самая верхняя часть называется карниз. В общепринятом понимании карнизом называют всю конструкцию. Периметральное обрамление кухонных шкафов – карниз. Декоративное обрамление потолка – карниз. Любой погонаж с фрезировкой – карниз. Это не верно. Верхняя треть антаблемента – карниз. Середина – фриза. Во фризе, согласно требованиям ордера, могут располагаться отдельные декоративные, повторяющиеся элементы или композиции орнамента. Самые богатые по убранству фризы, встречаются в стилистике ампира. Отдельное место в декоративном оформлении, занимают фризы из стиля шинуазри. На увеличенном пространстве, европейские декораторы, прописывали барельефы фигур людей и животных, завязывая их с растительными мотивами в причудливый и изысканный орнамент. С применением композитных литьевых материалов в Европе, значительно выросли технологические возможности декораторов, архитекторов и мебельеров. Фризы 17-18 столетий, заполнены максимально, причем, сама фриза получает вогнутое или выгнутое положение. Применение литьевых накладок позволяет создавать индивидуальные композиции фризы как для интерьеров, так и для мебели. Наличие плоскости и композиционное решение – все что нужно для качественного результата. Литьевые декоративные накладки закрепляются на плоскости любым из доступных в мастерской, способом (столярный клей, шпилька), пространство между ними заполняется повторяющимися элементами орнамента. Нижняя треть антаблемента – архитрав. В неоклассицизме и ампире, архитрав построен ритмичным барельефом, а в классике – скатом архитектурных обломов. По желанию клиента, архитрав (в зависимости от диктатуры ордера) выполняется обычной сложной фрезеровкой или цельно литым багетом. Литой архитрав может быть максимально сложным, так как в технологии производства литых багетов, сложность играет вторичную роль.


Фасад с карнизом опирающийся на консоли

Антаблемент - карниз, фриз и архитрав